Кредо репетитора
Слово «кредо» происходит от латинского «верю». В данном случае кредо — это принципы (= правила), которыми я руководствуюсь как репетитор. Все они проверены опытом. Иными словами, я увидела, что следование им приводит к максимальному прогрессу учащегося. Каждый принцип снабжен комментариями, из которых становится понятно, почему то или иное правило существует.
№ 1. Никогда не принимать на занятия ученика, который САМ не хочет разобраться в предмете.
Иногда бывает, что родители приглашают репетитора, чтобы помочь ребёнку, он же не проявляет к этому интереса. Например, дети считают, что у них и так всё в порядке:
— Мне ведь 60 баллов на ЕГЭ надо, я их и сам наберу.
— Чего в части «В» делать? Я её и без подготовки решу!
— У нас в школе учительница нормально объясняет.
Или ученик не понимает, зачем ему конкретный предмет нужен: «Я на гуманитарный факультет поступаю. К чему физику подтягивать? Кому нужен этот аттестат?»
Репетитор, конечно, может пообщаться с ребёнком, чтобы помочь ему найти то, ради чего стоит заниматься. Но если эта цель не будет обнаружена, занятия начинать не следует, т. к. результата достичь не удастся. Представьте, что вы руководитель отдела и к вам прислали нового сотрудника, который работать не хочет. Вы всё рассказали, показали, а он, однако, дело провалил. Потому что непонятое не прояснил (к чему лишние усилия?), необходимых тренировок не сделал, поставщикам не позвонил и т. д. А вы вместо него работать не можете, т. к. в этом случае отдел останется без руководителя. Вот почему существует правило № 1.
№ 2. Никогда не принимать на занятия ученика, которому я не могу помочь.
В этой связи вспоминается одна девочка, учившаяся в седьмом классе гимназии c довольно сложной программой по русскому языку. Знания ребёнка были на уровне начальной школы, поэтому он регулярно получал неудовлетворительные отметки. Конечно, в этой ситуации требовались 2 – 3 дополнительных занятия в неделю, тем более что в школе русский язык был почти каждый день, так что непонимание ученицы накапливалось с космической скоростью. Однако отец девочки (он, кстати, производил впечатление человека состоятельного) согласился только на один урок, поскольку считал, что вряд ли будет толк от работы с его дочерью. Я поняла, что в такой ситуации помочь ученице не смогу. Во-первых, нельзя за полтора часа в неделю разобрать завал, который накапливался годами и активно пополняется в настоящем времени. Во-вторых, для победы ребёнку нужны силы и поддержка окружающих, а этой девочке отец говорил, что она тупая, что у неё ничего не получится, что мама зря нанимает репетиторов и т. п. Любой преподаватель, согласившийся работать с учеником в этих или подобных условиях, обречён на поражение. Вот почему существует правило №2.
№ 3. Соблюдать договоренности по поводу времени начала занятий и согласовывать любые изменения в расписании как можно раньше.
Здесь всё очень просто. Я заметила, что люди не любят, когда кто-то опаздывает или не приходит, хотя обещал. Поэтому есть принцип № 3.
№ 4. Никогда не прекращать занятие, пока ученик не понял материал урока полностью.
Это правило я считаю важнейшим среди всех перечисленных. Его соблюдение — залог успеха в сфере преподавания. Если материал урока не понят полностью, у учащегося пропадает энтузиазм и он не хочет больше заниматься этим предметом. Я вспоминаю одного папу, который, не желая дополнительных занятий по обществознанию, говорил мне: «А ты не вникай: понял он [ученик] или не понял, просто говори, он запишет, а потом поймёт». Нет. Я так не работаю. Если человек может самостоятельно разобраться с предметом, зачем ему тогда репетитор? Выходя с урока, ученик должен осознавать, что ему всё ЯСНО. Когда этого не происходит, преподаватель поработал плохо.
№ 5. Ни при каких условиях не переходить к изучению нового материала, пока предыдущий не будет усвоен хорошо.
Процесс обучения сходен с возведением дома: новые знания накладываются на старые. Следовательно, если второй этаж косой, третий рухнет. Учащемуся нельзя объяснить, что такое причастие, если он не понял, что такое глагол и прилагательное. Поэтому и существует правило № 4.
№ 6. Добиваться, чтобы ученик тренировался столько, сколько ему необходимо для полного овладения данными.
Понимание — это важный результат, которого стремится достичь репетитор. Но одного этого мало. Что толку, что вы в теории знаете, как управлять автомобилем? Это вовсе не значит, что, тронувшись с места, вы тут же не врежетесь в столб. Вам нужна практика: ежедневные поездки, совершаемые сначала с инструктором, а потом самостоятельно. Так и в обучении школьным предметам. Репетитор объяснил материал, на практике убедился, что он ясен ученику, а дальше — самостоятельные тренировки ребёнка. Без них невозможны полное понимание и результативное применение новых данных. Учащийся узнал на занятии, что такое причастие. Однако полностью ясной эта часть речи станет только тогда, когда человек потренируется отличать её от других, уже известных. Вот почему существует правило № 6.
№ 7. В любой ситуации верить в своего ученика, подбадривать его, убеждать в успехе общего дела и никогда не обесценивать.
Представьте, что вы решили освоить вождение автомобиля, а инструктор, который должен вам в этом помочь, говорит: «Способностей, конечно, мало, поэтому у вас вряд ли что получится, но, раз вы пришли, я вам покажу, что делать». Хотели бы вы работать с таким наставником? Вспомните себя в школе. Каким было ваше отношение к учителям, допускавшим похожие высказывания? Насколько хорошо вы успевали по предметам, которые вели такие «педагоги»?
Мне вспоминается один из моих учеников. И в школе, и дома его постоянно ругали за плохую успеваемость. В этого парня не верил, наверное, никто, кроме меня и моей подруги (она была его репетитором математики). Два года мы убеждали человека в том, что он сможет сдать ЕГЭ. Когда экзаменационные работы были проверены, я позвонила ученику и спросила: «Как дела?» Выяснилось, что он набрал такие высокие баллы, о которых я и не думала. Сам юноша, казалось, заплачет от счастья. Я, кстати, тоже. Потому что это были не просто баллы, это была огромная победа над собой, над ситуацией, над скептическим отношением окружающих! Молодой человек, возможно, впервые понял, что он способен справиться с учёбой!
Таковы основные принципы, которые лежат в основе моей деятельности. Вероятно, со временем к этим правилам добавятся новые. Но эти семь являются той базой, которая сегодня обеспечивает успех моим ученикам.